Как и все центральные органы власти оно призвано осуществлять регуляторные функции. И, по (якобы) замыслу вождей, - противодействовать коррупции.
В Европе утверждают, что централизация, как правило, приводит к коррупции. У нас этим не занимаются. У нас другой путь.
И вот, веселые ребята хотят создать улучшения жизни людей уже сегодня. Круг людей должно быть ограниченным, ведь улучшение в таком случае будет больше. Какой самый лучший выход? Правильно, централизация, ограничение доступа, монополизация рынка.
Какой метод? Прописать процедуру так, чтобы отсеять лишних. Например, процедура выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Раньше было так. Территориальные органы Министерства (областные управления), по постановлению Кабмина от 13 марта 2002 за N 302 бесплатно выдавали по согласованию с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы такие разрешения на срок не менее 5 лет.
Для получения разрешения собственник источников выбросов должен обеспечить:
- Инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (является исходной информацией для выполнения следующего документа);
- Документы, в которых обосновываются объемы выбросов.
Ранее, при оранжевых правительствах, действовала норма (приказ от 14.11.2007 N 569), которая отменила регистрацию учреждений, организаций и учреждений, которым предоставляется право на проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятиях.
Сегодня такие работы осуществляются субъектами хозяйствования самостоятельно, в случае отсутствия аккредитованной лаборатории для выполнения работ по инвентаризации, привлекаются учреждения, организации и учреждения, имеющие аттестат аккредитации на проведение лабораторных исследований.
Существующая методика выполнения инвентаризации является устаревшей и требует усовершенствования. С этим не будут спорить ни профессионалы, ни посторонние люди. Совершенствование чего - это вещь прогрессивная.
Поэтому разработана новая "Инструкция по проведению инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", проект которой изложены на сайте Минприроды для обсуждения.
Но что это за нормативный документ, который не будет накладывать определенные ограничения, или создавать барьеров? Кому он нужен? Поэтому новая инструкция разработана со всеми требованиями современности, то есть с дополнительными ограничениями и барьерами.
Главное для этого придумать классный "видмаз" для населения, почему именно так, а не иначе. Ведь, согласитесь, у нас все что делается - делается для блага людей.
Такой "видмаз" - это улучшение качества работ и услуг в отрасли.
Эта ситуация напоминает старый анекдот про Петьку и Чапаева: когда Петька приехал из Британии богатым-богатым, а удивлен Чапай спросил: "Как?". Петька поведал историю, как он сел играть в карты, и что сначала ему не везло. Вот пришла карта. Петька вскрывают англичанина: "очко". Но джентльмен говорит, что у него больше.
"Покажи?" - Требует Петька. Англичанин удивленно поднимает брови: "У нас джентльмену на слово верят". И, улыбается Петька Чапай,: "Тут мне карта и пошла".
То есть основным аргументом для изменения нормативной базы является банальная недоверие контролирующих органов к субъектам хозяйствования. Государство подозревает всех своих в нечестности. И удивляется, когда не верят ей (!).
Раньше было как. Я - руководитель предприятия, что делает вредные выбросы. Для получения разрешения необходимо осуществить инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нанять специализированную организацию для разработки документов, в которых обосновываются объемы выбросов.
Проведение инвентаризации предусматривает выполнение лабораторных измерений и расчетное определение количественных характеристик выбросов.
Инструментальные замеры имеют право выполнять только аккредитованные лаборатории, что гарантирует достоверность измерений.
Теоретические расчеты выполняются по утвержденным методикам, перечень которых весьма широк.
Квалификация специалистов, выполняющих инвентаризацию стационарных источников выбросов, заключается во владении методологией выполнения работ и оперирования методиками.
Я могу создать свою лабораторию, которая это сделает, или нанять другую на стороне. Я нанимаю, или заказываю профессионалов. Как я признаю их квалификацию - мои проблемы. Ведь когда вы наняли главного бухгалтера, а он вам запорол дело - это не проблема налоговой, а ваша. Ищите профессионалов и работайте с ними.
А контролирующие функции центральных органов власти позволяют проверять и накладывать миллионные штрафы, если вы (или нанятые вами, или вы в сговоре) будете давать "левую" информацию о выбросах вашего предприятия. Логично? Но другая логика у наших ребят.
В проекте новой инструкции по проведению инвентаризации в пункте 1.11 указано, что инвентаризация выбросов осуществляется организациями или их подразделениями, имеющих измерительные лаборатории, аттестованные на проведение соответствующих измерений, удостоверяются свидетельством об аттестации.
То есть, новая инструкция жестко ставит ограничения не на квалификационных требованиях, а на технических.
При этом, как правило, специалисты лабораторий не владеющих методологией выполнения работ по инвентаризации выбросов - это не их профиль.
Требования новой инструкции не позволяют исполнителям свободно выбирать и привлекать к выполнению лабораторных измерений различные аккредитованные лаборатории, руководствуясь стоимостью услуг.
То есть, если у вас нет пюпитра, краски и кисточки - то вы не художник, если даже ваша фамилия Пикассо.
Допустим, есть 2 варианта: аккредитованная лаборатория на 20 замеров выбросов и отсутствуют соответствующие специалисты. Или есть квалифицированные специалисты, у которых в распоряжении есть лаборатория, аккредитованная на 19 веществ из 20 необходимых для выполнения данной конкретной работы.
В таком случае предпочтение отдается оборудованию без специалистов, а второй вариант вообще за данной инструкции неприемлемо даже при условии привлечения другой лаборатории для дополнительного выполнения измерений.
Вот так и создаются бодрые схемы. После этого в Украине останутся единицы организаций, которые способны выполнять такие работы в оснащенных мощных аккредитованных лабораториях. Поскольку контролировать их будет проще, соответственно, и качество работ будет выше.
Ведь, если одна единственная лаборатория на несколько областей - вам, предпринимателю, некуда деваться - вы дадите любой ценой. Но заказать те же измерения в разных лабораториях невозможно (есть ограничения инструкции).
Для справки: в каждой области не менее 500 организаций, которые должны иметь разрешения на выбросы, а в индустриально развитых городах и областях около 1000.
Следовательно, так определяются монополисты на рынке услуг по выполнению инвентаризации выбросов. Ни в коей мере не подозреваем веселых ребят из Министерства - все для улучшения качества работ и для народа!
Шаг второй - монополизация работ по разработке документов, обосновывающих объемы выбросов.
Для решения задачи монополизации необходимо:
а) установить условия, которые либо нельзя выполнить, или которые может выполнить только определенная организация / определенные организации (предварительно выбранные);
б) отстранить от работ других исполнителей.
Все очень просто. Вносятся изменения в существующий нормативного документа (приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 13.12.2001 № 465, которым утвержден Порядок регистрации учреждений, организаций и учреждений, которым предоставляется право на разработку документов, обосновывающих объемы выбросов).
Основная предлагаемая изменение: пункт 1.2. дополнен абзацем третьим в следующей редакции: "В Перечень вносятся организации, имеющие измерительные лаборатории, аттестованные на проведение соответствующих измерений (загрязняющих веществ, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию и для которых утверждены методики измерения), что удостоверяется свидетельством об аттестации".
Но что интересно - разработка документов, обосновывающих объемы выбросов никоим образом не предусматривает и не требует выполнения работ, связанных с измерениями выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. И становится совершенно непонятно, зачем иметь лабораторию для выполнения работ, не требующих их использования?
Давайте еще укажем требование, что в лаборатории должен стоять белый рояль ...?
И как тут пришить заботу о народе и качество выполнения работ?
Кроме этого в проекте нормативного акта является новелла о том, что инженеров в лаборатории должно быть не менее 20 человек. Представьте, что только зарплатный фонд такой организации (с начислениями) будет не меньше миллиона, а еще колоссальные расходы на лабораторию, которая не нужна для выполнения работ.
А вообще бюджет такой организации - от полутора миллионов. Это средство похоронить маленькие региональные организации, не дать заработать независимым и профессиональным специалистам?
Ничего личного - это просто возможность ограничить конкурентов.
Но, мало создать монополию. Нужно еще создать для нее рынок заказчиков. А примерно 70% предприятий, а может и больше, такие разрешения должны. Они обычно даются на период до 10 лет, и у многих он еще не закончился.
Как вариант решения проблемы - аннулировать существующие разрешения. Как? Ответ в протоколе совещания у министра экологии и природных ресурсов Украины от 18 мая 2011 года, который подписан министром Злочевским.
Там говорится (пункт 6) о необходимости совершенствования нормативов. А это даст возможность требовать выполнения работ до завершения срока действия действующих разрешений.
Также интересным является пункт 5 того же журнала, в котором говорится о необходимости пересмотра перечня учреждений и организаций, выполняющих указанные работы, на предмет их соответствия новым требованиям и наличии у них необходимой материально-технической базы (есть ли у них "белый рояль" ).
Специалисты утверждают, что стоимость таких работ и услуг составляет от нескольких тысяч гривен для маленьких предприятий до сотен тысяч, а даже и миллионов гривен для предприятий-гигантов. Весь рынок - несколько сотен миллионов гривен. Если его монополизировать - цену можно повысить. И кто заработает нормальные деньги из воздуха. Бендер отдыхает.
Результатом создания такой схемы будет дополнительная финансовая нагрузка на промышленные предприятия. Они заложат расходы в себестоимость. Наконец, всего заплатим мы.
Более того, подобные решения "по улучшению природоохранной деятельности", усилят сразу предприятий и общественности к природоохранной деятельности.
Все экологи выжидают. Большинство из тех, кто в теме - боятся поссориться с теми, кто принимает решения. Мы всегда думаем: а может нас пронесет?
Как бы я хотел ошибаться относительно Министерства. Но опыт, здравый смысл и имидж государства подсказывают: это красивая схема. И остановить ее можно только объединив усилия честных людей. И главное тех, кто не побоится встать и сказать на черное: ЭТО - ЧЕРНОЕ.
Виктор Бобыренко
Сегодня последний день слушаний по делу Тимошенко< Предыдущая | Следующая >Я никогда не голосовала за БЮТ |
---|
< Предыдущая | Следующая > |
---|