После новогодних праздников цены на бензин стремительно пошли вверх. В январе топливо подорожало на 11-12%, а дизель аж на 14%, и по словам экспертов тенденция будет сохраняться.
Автомобилисты в отчаянии требуют стабилизации цен, правительство обещает разобраться и ищет козлов отпущения.
Премьер-министр Николай Азаров заявил 9 января, что отмена пошлины на импорт нефтепродуктов привело монополизации рынка импортерами, которые устанавливают завышенные цены на бензин в стране.
Премьер добавил, что правительство планирует "защищать рынок от избытка импорта", намекнув на возможное введение пошлины на импортную нефтепродукцию.
Как нас защищать Азаров
С идеей ввести антидемпинговые пошлины в размере 130 евро за тонну на бензины и 80 евро за тонну дизельного топлива выступило недавно Министерство энергетики и угольной промышленности, после того как в адрес его руководителя Юрия Бойко поступило соответствующее обращение руководителей шести украинских нефтеперерабатывающих заводов.
Азаров считает, что отмена пошлины на импорт нефтепродуктов весной 2005 года позволило импортерам получить до 60% украинского рынка топлива и "увеличить стоимость топлива практически до европейского уровня".
Премьер также сообщил, что Министерством экономики было начато антидемпинговане расследования относительно импортеров нефтепродуктов.
Эти новости должны порадовать украинских нефтепереработчиков, которые уже давно жалуются на неравные условия конкуренции, особенно после введения Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
Руководители украинских НПЗ утверждают, что они закупают нефть по мировым ценам, в то время как, в частности, Беларусь, которая осуществляет значительную долю импорта продуктов нефтепереработки в Украине, имеет конкурентные преимущества, поскольку покупает российскую нефть без пошлин.
Домашние производители - на коленях
Феликс Лунев, исполнительный директор ТНК-ВР, в чьей собственности находится Лисичанский НПЗ, заявил, что с 1 февраля после роста экспортной пошлины на российскую нефть на 9% украинские и европейские нефтепереработчики начали еще больше терять в конкуренции со странами Таможенного союза с Россией. "Если в январе это преимущество составляло около 130 долларов на тонне, то сегодня мы наблюдаем ухудшение конкурентных условий", - заявил Лунев.
В начале февраля компания ТНК ВР решила остановить Лисичанский НПЗ в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке нефтепродуктов. В октябре 2010 года остановился на ремонт Одесский НПЗ. На сегодня только один зз шести имеющихся в Украине Кременчугский НПЗ ведет бесперебойную работу, при этом его руководство уже предупредило о возможной остановке производства.
Нефтепереработчики отмечают, что введение пошлины на импорт позволило бы украинским НПЗ увеличить переработку нефти и одновременно модернизировать свое оборудование.
Импортеры нефтепродуктов, в свою очередь, отрицают сговор и объясняют рост цен на бензин мировым подорожанием нефти, а также повышением акцизов на нефтепродукцию.
В то же время, некоторые эксперты подозревают отечественных нефтепереработчиков в попытках давления на правительство. Глеб Простаков, заместитель директора Аналитического центра "Экспертный совет" считает, что руководители украинских НПЗ хотят использовать ситуацию с белорусским топливом, чтобы получить преференции в отношении всех стран-импортеров.
"Более 50% импорта бензина приходится на такие страны как Польша, Литва, Румыния и Болгария, чьи заводы покупают нефть без скидок. Введение пошлины по этим производителей экономически неоправданно и вести к перераспределению рынка в неконкурентной основе ", - рассказывает эксперт.
Простаков считает, что украинские НПЗ неконкурентоспособны не так за высоких цен на нефть, как через слишком большую себестоимость и низкое качество своей продукции.
Импортеры против новых пошлин, за конкуренцию
Недавно посольства Литвы, Румынии и Польши направили совместное письмо Азарову, где выразили свою обеспокоенность возможным введением Украиной пошлины на импорт нефтепродуктов. Введение Украины такой пошлины "противоречит обязательствам страны перед Всемирной торговой организацией и нарушает принципы добросовестной конкуренции", - заявлял Кестутис Масальскис, торговый представитель Литвы в Украину.
Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95", убежден, что импорт бензина и дизеля в Украину ощутимо упал и сейчас его доля на рынке Украины составляет лишь 30%. "Рынок сохраняет оптимальную структуру на уровне 30% импорта и 70% украинской переработки. Таким образом, на рынке существует высокая конкурентоспособность, обеспечивающий прозрачное ценообразование ", - говорит Куюн.
Простаков считает, что импортная пошлина можно вводить лишь в отношении производителей, работающих на дешевой российской нефти. Кроме того, нецелесообразно вводить пошлины на высококачественное топливо, произведенное по стандарту Евро-5, поскольку украинские НПЗ не способны производить такой продукт, а затем на рынке может возникнуть его дефицит.
Правительство ищет козлов отпущения
В свою очередь, премьер Азаров анонсировал завершение расследования Антимонопольного комитета относительно ценового сговора на внутреннем рынке нефтепродуктов и пообещал наказать монополистов. «Если будет доказано наличие монопольного сговора, на нефтетрейдеров могут быть наложены соответствующие санкции», - заявил премьер.
4 января 2011 Антимонопольный комитет начал расследование деятельности ЧП ОККО-Нефтепродукт, ООО Континент Нефте Трейд, ООО Альянс Холдинг, ПИИ Лукойл-Украина и ООО ТНК-ВР Коммерс на предмет соблюдения требований конкурентного законодательства при ценообразовании на топливо. Причиной этого стало резкое повышение цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 и в начале 2011 лет со стороны основных операторов рынка.
Азаров заверил, что правительство стабилизирует цены на топливо в стране путем увеличения переработки нефти украинскими НПЗ до 14 млн. тонн текущего года, а также пообещал модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
Время, эксперты считают, что на отечественном рынке горючего хватает стимулов для модернизации нефтеперерабатывающего производства. Таким стимулом могло бы стать введение новых стандартов качества нефтепродукции, которые планировали ввести с 1 января 2011, однако отложили до 1 июля.
< Предыдущая | Следующая > |
---|