Поэтому за борьбу за здоровый образ жизни взялись местные органы самоуправления. Решили они это сделать следующим образом, запретив ночную продажу алкоголя в киосках, магазинах, и даже ресторанах и кафе. В Киеве это к сожилению пока только идея, инициатором которой является Комиссия по вопросам здравоохранения и социальной защиты КГГА. Первыми в установлении запрета ночной торговли стали Ивано-Франковск и Полтава . Самое интересное, что пить от этого граждане к сожилению меньше не стали.Здоровье пьющих соотечественников страдает так же, как и благосостояние хозяев увеселительных заведений. Утраченная прибыль вкупе со штрафами за попытки продажи спиртного после 22.00 существенно бьет по карману. Ряд заведений отказываются от покупки лицензий на розничную продажу, потому что теряется сама «соль» проекта.
От этого в совокупности с потерями от уплаты акцизного сбора страдает бюджет. Да и слепое и неукоснительное выполнение требований о запрете вызывает огромное сомнение. Процветающая в нашем государстве коррупция возьмет свое. Кто выиграет от «ночного» запрета продажи спиртного, и каковы его правовые перспективы, в частности для столицы, решила разобраться «Судебно-юридическая газета».
Согласно инициативе КГГА, после введения сухого закона в столице будет установлен запрет на продажу алкогольных напитков в магазинах, киосках и кафе, которые находятся в жилых домах или непосредственной близости от них после 22.00. Супермаркеты и рестораны, находящиеся вдали от жилых домов, не смогут реализовывать спиртное после 23.00. Продавцов-нарушителей ожидают штрафы. В СМИ ведутся споры о том, каковы будут размеры этого штрафа. Эти дискуссии не несут никакой смысловой нагрузки, поскольку органы местного самоуправления могут устанавливать правила местной торговли и наказывать за их нарушения, но в пределах, установленных законодателем в лице парламента.
Штрафы будут стартовать с 510 гривен
Статьей 92 Конституции установлено, что ответственность, в том числе административная, устанавливается исключительно законами Украины. Основным Законом, регламентирующем вопрос ответственности, является КоАП.
Частью 2 ст. 156 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение работником предприятия торговли или общественного питания правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: торговля пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями в помещениях или на территориях, запрещенных законом, или в других местах, определенных решением соответствующего органа местного самоуправления, как таких, где розничная торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями запрещена.
Теоретически местами, где органом местного самоуправления запрещена торговля алкоголем и пивом, станут все кафе и магазины — просто после 10 или 11 вечера. Именно под эту квалификацию попадет нарушение запрета ночной продажи спиртным в случае его установления.
Совершение такого правонарушения влечет за собой наложение штрафа в размере от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 гривен). Тем, кто решится торговать спиртным из рук (те же таксисты, например) грозит штраф в размере от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 850 гривен) с конфискацией предметов торговли.
За повторное совершение обоих вышеуказанных административных правонарушений грозит штраф от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 2550 до 3400 гривен) с конфискацией предметов торговли. То есть, для введения запрета Киевсовету необходимо будет внести изменения в нормы, регламентирующие местные правила торговли алкогольной продукцией, чтобы нарушение этих правил повлекло за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП.
Как реализовать сухой закон на практике
Просто придумать запрет и выдумать за него штраф ни КГГА, ни Киевсовет не могут. Скорее всего, будут внесены изменения в местные правила торговли алкогольными напитками и пивом, куда будет включена соответствующая норма. Анализ норм Закона «О местном самоуправлении» и КоАП позволяет сделать вывод, что устанавливать особенности торговли спиртным на местах местные советы имеют право. Контроль правил поведения в торговле осуществляет местная власть в лице органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.
Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья лежит на плечах местных администраций. Запретить продажу алкоголя с целью охраны здоровья и обеспечения общественного правопорядка в ночное время местная власть может в рамках борьбы за здоровье граждан и обеспечение правопорядка. Ведь согласно п. 6 ст. 13 Закона «О местных государственных администрациях», к полномочиям исполнительных органов на местах относится решение вопросов, связанных том числе с охраной здоровья.
Кроме того, Киевсовет должен определиться, что значит «вблизи» и «вдали» от жилых домов. Решение вопроса о близости и дальности расположения кафе либо киоска носит на данном этапе глубоко философский смысл, пока Киевсоветом по предложению КГГА не будет четко регламентировано, какое количество метров должно отделять «рюмочную» от жилого дома, чтобы заведение имело право на лишний час торговли.
Алкоголизм не пострадает?
С целью установления общественного мнения о целесообразности и эффективности запрета ночной продажи алкоголя на сайте «Судебно-юридической газеты» был организован опрос. Лидирует мнение, что пить люди меньше не будут, а вот продажа алкоголя уйдет в тень. От этого существенно пострадают легальные торговцы спиртным. Судите сами, стоимость лицензии велика.
Согласно ст. 15 Закона «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», стоимость лицензии на оптовую торговлю алкоголем составляет ни много ни мало 500 000 гривен на 5 лет. Что касается розничных торговцев спиртным, то стоимость лицензии для них составляет 8000 гривен на каждый кассовый аппарат, где отпускается алкоголь. Не стоит забывать и об уплате немалой суммы акцизного сбора.
Скорее всего, страдать от запрета ночной реализации спиртного будут кафе и рестораны. Также утратит смысл ночная работа специальных магазинов, реализующих только спиртное и табак. От этого может сильно пострадать бюджет. Запретить таким ночным магазинам работать не может ни КГГА, ни Киевсовет.
Согласно пп. 9 «а» ст. 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине», местный совет имеет право лишь устанавливать режим рабочего времени на коммунальных предприятиях – предприятиях, являющихся собственностью территориальных общин. Но если эти магазины, конечно, будут расположены вблизи от жилых домов, а запрет на ночную торговлю будет введен, то держать подобные заведения станет просто неинтересно.
Что касается наших граждан, то способ выпить после 23.00 они изыщут. Ведь, как говорится, тем, кто пьет до дна, море по колено. Борьба с алкоголизмом, скорее, должна иметь более системный характер. Кроме того, никто не ведет речь о запрете продажи спиртного в ночных клубах, которые с ума сойдут от свалившегося на их голову счастья. Цена на алкоголь в таких заведениях и без того велика. Повышать ее дальше повод у владельцев появится. Может, это изначально была их затея?
Как бы там ни было, необходимо четко осознавать, что очень часто ужесточение любых мер наказания приводит к еще более изощренным преступлениям. Так что с введением сухого закона в Украине следует быть крайне осторожным.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи