Индекс материала |
---|
«Украинский европротокол»: мифы и реальность |
Дебильный Европротокол |
Все страницы |
Даже поверхностный анализ как самого Закона, так и ситуации с его внедрением дают основания утверждать, что Закон (цитируем харьковского классика) «написан по-дебильному». Что полностью исключает применение и системное внедрение этого Закона. Более того, применение Закона, о котором речь пойдет ниже, существенно ограничит граждан в реализации прав и законодательных гарантий. А также сделает возможным осуществление масштабных мошеннических действий - и не только на страховом рынке. Почему Закон о европротоколе получился мертворожденным уродцем, не имеющим шансов на жизнь.
С 18 сентября текущего года вступают в силу изменения в ряд законодательных актов, примененные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения». Упомянутый Закон был принят еще 17 февраля, и предусматривает вступление его в действие спустя полгода после опубликования. За полгода органам власти следовало привести состояние подзаконных актов в соответствие с требованиями закона, перевести, так сказать, нормативную базу в новое правовое поле.
Но даже поверхностный анализ как самого Закона, так и ситуации с его внедрением дают основания откровенно утверждать (как сказал один высокопоставленный отечественный чиновник в другой ситуации), что Закон «написан по-дебильному», что полностью исключает его применение и системное внедрение. Более того, применение Закона существенно ограничит граждан в реализации прав и законодательных гарантий, а также сделает возможным осуществление масштабных мошеннических действий (и не только на страховом рынке).
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» декларирует внедрение упрощенного механизма оформления материалов ДТП и выплаты страховых возмещений пострадавшим.
При этом делается попытка взять за основу европейский опыт. По этой причине, для простоты изложения и экономии места, Закон далее мы будем называть «Законом о европротоколе». А поскольку Закон вносит изменения в Закон Украины «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников наземных транспортных средств», последний по этой же причине будем называть «Законом об автостраховании» (в «новой» редакции, с изменениями).
Но в результате отсутствия системного подхода и мышления, а также таких факторов, как откровенно низкий интеллектуальный уровень законодателей, отсутствие исполнительской дисциплины, ограниченность кругозора (авторы законопроекта видят ситуацию лишь из окон персональных автомобилей) и отсутствие реального опыта участия в дорожном движении на общих основаниях (то есть, «в шкуре» 99% водителей) Закон о европротоколе получился мертворожденным уродцем, не имеющим шансов на жизнь.
Например, согласно п. 17.5 Закона об автостраховании предусмотрено, что при заключении договора страхования страховая компания обязана бесплатно выдать бланк уведомления о ДТП, установленного МТСБУ образца (именно данный бланк будут иметь право использовать водители в случае желания оформить европротокол). Если бланк уведомления в будущем будет использован либо утерян – страховая компания по письменному заявлению застрахованного лица обязана бесплатно выдать новый бланк уведомления.
Уже здесь возникают первые вопросы, главный из которых – технический. Согласно ст. 2, 2, 4п. ІІ Закона о европротоколе (Заключительные положения), образец бланка об уведомлении о ДТП МТСБУ обязана разработать в шестимесячный срок. В этот же срок Кабмин, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг обязаны внести изменения в свои подзаконные акты (предусмотрев технические возможности реализации положений Закона об евростраховании). Кроме того, в этот же срок МТСБУ по согласованию с Госавтоинспекцией Украины обязано разработать и утвердить инструкцию о заполнении уведомления о ДТП (предусматривающей типовые схемы ДТП).
Никто из упомянутых органов даже не пошевелился, чтобы внести в действующие акты соответствующие изменения (хотя и время - полгода, и поводы для этого были). Например, со времени принятия Закона о европротоколев базовый документ – Правила дорожного движения, утверждаемые и изменяемые Кабинетом Министров Украины, были внесены всего два изменения. Одно из которых запрещает стоянку автомобилей ближе 5 метров от контейнеров с мусором, а второе – заполняло пробелы в ПДР, связанные с отменой талона предупреждений (о европротоколе никто и не подумал).
А ведь без самих бланков уведомлений о ДТП, без порядка их заполнения, без соответствующей корректировки ПДР и без изменения остальных нормативных подзаконных актов технического характера реализовать Закон о европротоколе просто невозможно.
Рассматривая упомянутый выше п. 17.5 Закона об автостраховании, предусматривающий обязанность страховой компании выдать бланк уведомления о ДТП и возможность повторной выдачи бланка по письменному заявлению об его утере (использовании), уже можно заметить прозрачный намек, что эти бланки будут иметь характер специальных, имеющих определенные степени защиты и изготавливаемых централизовано (иначе зачем было бы столь детально усложнять в законе особый порядок их выдачи, а не просто указать их содержание или дать техническую возможность их самостоятельной распечатки (изготовления) в неограниченном количестве?).
О том, что ни формы бланка, ни порядка его заполнения нет вообще – мы обозначили выше. Но даже если бы они и были, то о невозможности в разумный срок технически изготовить и раздать миллионам водителей такую массу макулатуры – вряд ли стоит упоминать…
Дальше рассмотрение Закона о европротоколе можно было бы и не продолжать по причине бессмысленности затеи с анализом неосуществимого проекта. Но мы все же продолжим для получения целостности картины.
Итак, например, согласно п. 33.2 (абзац второй) в случае составления по взаимному согласию европротокола водители имеют право оставить место дорожно-транспортного происшествия, и освобождаются от обязанности информировать Госавтоинспекцию о его наступлении. А поскольку должностные лица ГАИ не обязаны иметь телепатические способности – сведений о том, что на определенном месте в определенное время при участии определенных автомобилей произошло ДТП, в ГАИ - не будет (ну просто такой информации появится неоткуда!).
Дальше пострадавшая сторона обращается в страховую компанию за выплатой возмещения. А страховая компания, согласно ст. 33-1 Закона об автостраховании (п. 8 ст. 2 Закона об европротоколе) проводит расследование. По запросу страховой компании ГАИ обязана сообщить информацию о ДТП (МВД, в отличие от остальных «нормотворцев» (которым было адресовано требование Закона о европротоколе усовершенствовать законодательство) даже разработало соответствующий порядок (приказ от 04.07.2011 №).
< Предыдущая | Следующая > |
---|